Богато и многообразно культурное наследство болгарских земель. Еще с праисторических времен они хранят следы различных эпох с богатыми традициями. Географическое расположение Болгарии на перепутье объясняет переплетение, смешение, взаимовлияние культур, нравов, религий племен и народов, живших и бороздивших эти земли. Сильно волнение от прикосновения к тысячам культурных посланий, оставленных предками. Бесценно культурно-историческое наследство древних фракийцев, греков, римлян, целых поколений болгар, своими достижениями оставивших нам интересную и полезную информацию о быте, традициях и своих духовных прозрениях.
Одни из самых ранних следов древности обнаружены в пещере Бачо Киро недалеко от Дряновского монастыря. Это орудия труда из кремня и кости, глиняная посуда среднего и позднего палеолита. Ценными для науки являются курганные поселения недалеко от с.Хотница /Хотницкий клад/ и с.Караново /Карановское курганное поселение/. Золотые предметы Варненского халколитического /меднокаменного/ некрополя считаются древнейшим обработанным золотом в мире /5000-летие до н.э./. Близ г.Стара Загора обнаружены древнейшие в Европе медные рудники, в подземных галереях которых еще с конца 5000-летия до н.э.добывалась медь для изготовления металлических изделий. Среди дошедших до нас шедевров позднего праисторического искусства на Балканском п-ве, также, уникальные рисунки в пещере Магурата /на северо-запад от г.Белоградчик/ .
Среди самого ценного, обнаруженного в болгарских землях, является культурное наследство фракийцев, сотворивших невероятные художественные и архитектурные шедевры. Фракийское искусство, претерпевшее долгий и сложный путь развития с начала поздней бронзовой эпохи до конца античности, завещало нам замечательные сокровища, гробницы, храмы, святилища и города.
Поражает великолепие фракийских кладов и особенно Панагюрского, Рогозенского,Вылчитрынского, Боровского, Врачанского и др. Красивы и ценны своими аппликациями, также, Кралевский золотой клад, Летницкий, Луковитский ......
Наиболее популярные объекты культурного туризма в Болгарии – это гробницы фракийских царей в г. Казанлык и с.Свештари, включенные в Список мирового культурного наследия под эгидой ЮНЕСКО. Интересны своей настенной живописью гробница в с.Александрово и Мезекская фракийская гробница в Хасковской области, и др. Любопытные детали техники строительства и художественных приемов античности обнаружены в останках царственных фракийских городов Кабиле /близ г.Ямбол/ и Севтополис / на дне озера Копринка у г.Казанлык/, а также, эллинских черноморских колоний Одесос /Варна/, Аполлония /Созопол/, Месембрия /Несебр/, Дионисополис /Балчик/, и др., многие из которых возникли на месте древне-фракийских поселений.
В 90-х гг. XX в. особую популярность приобрел район Казанлыкской котловины /известной под названием Долины роз/, где были обнаружены новые гробницы, иллюстрирующие развитие фракийской культуры в V-IV вв.до н.э. Болгария и мир заговорили о Долине фракийских царей.
Открытия болгарских археологов в последние годы граничат с сенсацией. Огромный интерес вызывают фракийский культовый центр в с.Старосел /близ г.Хисаря Пловдивской области/ , Перперикон /близ г.Кырджали, вост.часть г.массива Родопа планина/, где был обнаружен скальный священный город фракийцев, святилище бога Орфея в с.Татул, клады из с. Златиница и г.Синеморец, и др.
И сегодня еще видны следы римского строительства: крепостные стены и форумы, амфитеатры,стадионы и здания различного предназначения в древних городах Филиппополис/Тримонциум /ныне г.Пловдив/, Сердика /г.София/, Одесос /г.Варна/, Пауталия /г.Кюстендил/, Диоклецианополис /г.Хисаря/,Абритус/г.Разград/,Никополис ад Иструм /с.Никюп,на север от В.Тырново/, Никополис ад Нестум /на восток от г.Гоце Делчев/, Нове /близ г.Свиштов/, Сексагинта Приста /г.Русе/ и др. Многие из них, частично восстановленные и удачно экспонированные, дают представление об умениях строителей и архитекторов прошлого. Среди наиболее известных - античный театр в Пловдиве, древнеримская купальня в Варне, музейная экспозиция под открытым небом „Сексагинта Приста” в г.Русе, внушительные останки римской купальни „Асклепийон Пауталии” в г.Кюстендил, и др. Ценная и весьма интересна позднеантичная половая мозаика из Августы Траяны /г.Стара Загора/, римская и ранневизантийская мозаика древнего Марцианополиса /археологический заповедник/,а также, мозаика единственного в своем роде Музея мозаики в г.Девня /недалеко от Варны/. Этой же эпохи и арочная гробница в г.Силистра, купольная гробница в г.Поморие, известная своими оригинальными фресками семейная гробница в г.Хисаря, и др.
После признания в IV в. равноправия христианства наряду с другими религиями, начинается строительство христианских храмов в наших землях. К этому времени относятся интересные с научной точки зрения действующие и сегодня раннехристианские базилика св.Софии и ротонда св.Георгия в Софии, музейные базилика св.Софии /старата Митрополия/ в г. Несебре и Красная церковь близ г.Перуштица, и др.
Полностью оправдан и большой интерес к уцелевшим культурно-историческим памятникам времен Дунайской Болгарии и ее основателя кана Аспаруха. Внушительные останки городов Плиска и Велики Преслав /первая и вторая столицы Дунайской Болгарии/ - живое свидетельство традиционных умений древних болгар в строительстве. Их величественная архитектура – это своеобразный символ политического, хозяйственного и культурного восхода средневекового болгарского государства .
Период управления Симеона Великого, отмеченный исключительным политическим подъемом и расцветом культуры и литературы, определен Золотым веком болгарской культуры.
Самым значительным памятником болгарского монументального искусства и единственным в своем роде в истории европейской культуры периода раннего средневековья является скальный рельеф Мадарски конник /близ с.Мадара, Шуменская область/, включенный в Список мирового наследия под эгидой ЮНЕСКО.
Живой символ болгарской государственности во времени – это Велико Тырново, один из наиболее посещаемых городов Болгарии. Часть его территории объявлена археологическим заповедником – „Блестящая столица Болгарского царства в XII-XIV вв.”- по площади и населению среди самых больших городов юго-восточной Европы в это время. Сохранившееся сегодня /частично или полностью восстановленное/ снова возвращает нас ко времени царственного Тырновграда с его великолепными дворцами, монастырями, церквями, крепостными сооружениями, мостами и значительными зданиями. Расцвет замечательной Тырновской художественной школы находится в прямой связи с хозяйственным и политическим укреплением царства, с широкомасштабным строительством и усиленной литературной деятельностью в царском дворе, патриархии и монастырях. Вершиной художественных достижений являются живописные миниатюры, которыми и сегодня можно полюбоваться в евангелии Ивана-Александра, хронике Манасия, Томичевом псалтыре и др. Наиболее значительным проявлением культуры позднего болгарского средневековья и самым замечательным болгарским литературным явлением XIV в. является Тырновская литературная школа, связанная с деятельностью Патриарха Евтимия Тырновского.
Среди уцелевших памятников культуры этого периода и стенопись некоторых тырновских церквей, а также, иконы несебрских и других церквей. Особое внимание заслуживают уникальные фрески в Боянской церкви /София/ и Ивановском скальном монастыре /Русенская обл./, по достоинству оцененные и включенные в Список мирового культурного наследия под эгидой ЮНЕСКО. Это бесспорные шедевры средневекового искусства, представляющие всему миру достижения болгарского творческого гения.
Со времен османского владычества можно сохранилась стенопись в церквях Кремиковского, Драгалевского и других монастырей т.н. Софийской /Малой/ Святой горы недалеко от Софии, в подворье „Орлица” Рилского монастыря, в церквях и монастырях в с.Арбанаси, и др.
Исключительный подъем в архитектуре и изобразительном искусстве, вызванный болгарским Возрождением /XVIII-XIX вв./, нашел выражение в строительстве великолепных жилищных и общественных зданий, церквей и монастырей с представительной архитектурой. В эту здоровую и полную созидательной энергии эпоху были созданы и замечательные художественные школы в городах Самоков, Трявна, Банско, представители которых создали исключительные образцы резьбы по дереву, иконописи и живописного творчества.
Объектом культурного туризма являются, также, ряд городов и сел, сохранивших атмосферу Болгарского Возрождения – Копривштица, Старый Пловдив, Велико Тырново, Арбанаси, Жеравна, Боженци,Трявна, Банско, Мелник и др./часть из них со статусом культурно-исторического заповедника/, как и замечательные церковные храмы – Рилский, Бачковский, Троянский,Роженский, Преображенский монастыри и церкви св.Богородицы в г.Пазарджик, св.Троицы в г.Банско, и др. Превратившись в центры культурной и общественно-политической жизни в XVIII-XIX вв., болгарские монастыри стали естественными центрами духовного и материального проявления пробуждающейся болгарской нации.
Период после Освождения Болгарии /1878 г./ характеризуется широкомасштабным строительством. Массово разрабатываются градостроительные планы, оформляются городские центры, строятся массивные здания с новым европейским видом, модернизируется интерьер городских домов. Появились, также, специальные салоны, стильные кафе и клубы, где в приятной и изысканной обстановке обсуждались актуальные проблемы культуры и политики освобожденной Болгарии. Европейское влияние чувствительно проникает не только в быт и нравы людей, но и в архитектурный облик новых зданий. Быстро и видимо с течением времени изменился облик городов София, Пловдив, Варна, Русе, Бургас и др.
Многие из современных болгарских городов естественным образом сочетают многовековую историю и художественные образцы различных эпох с живым и шумным присуствием современной жизни. Одни из них – это университетские и оживленные культурные центры, другие – современные курорты, предлагающие хорошие условия для отдыха, удобства и развлечений. И независимо от места их расположения – в горах, в поле или на море, они привлекают разнообразием удивительных возможностей культурного туризма в Болгарии.
Признанные или утверждающиеся, болгарские художники, писатели и артисты, музыканты и певцы, архитекторы, ученые и изобретатели создают будущее болгарское культурное наследие, отправляя духовные послания современной Болгарии к миру и будущим поколениям. Являясь наследниками творческого потенциала тысячелетней культуры, они создают неповторимые произведения живописи и пластики. Всему миру хорошо знакомо творчество людей, которыми гордится Болгария. Это оперные певцы - Борис Христов и Николай Гяуров, Гена Димитрова и Райна Кабаиванска, Александрина Милчева и Христина Ангелакова, музыканты - Минчо Минчев и Мила Георгиева, Васко Василев и Людмил Ангелов, хоровые коллективы - „Мистерия болгарских голосов”,”Гусла” и „Йоан Кукузел”, Детский радиохор и хор „Бодра смяна”, художники и скульпторы - Иван Милев и Владимир Димитров-майстора, Цанко Лавренов и Златю Боюджиев, Жорж Папазов и Димитыр Казаков, Никола Манев, Вежди Рашидов, Светлин Русев...