Киев
Столица Украины, центр Киевской области город Киев раскинулся на 35 км с востока на запад и на 42 км с севера на юг вдоль живописных берегов Днепра. Город обладает уникальным ландшафтом и широко известен своими архитектурными ансамблями. Несмотря на значительные утраты, они создают целостный образ исторического города, расположенного вдоль акватории древнего Днепра-Славутича.
Территория Киева составляет 827 кв. км и включает в себя 14 административных районов. Из всей площади города застроено только 42%. Остальная территория города – это водоемы, зеленые массивы и парки. Современный Киев – один из крупнейших городов Европы, административный, экономический, научный и культурно-образовательный центр страны.
Киев – старинный центр славянства, столица могучей Киевской Руси. Согласно легенде в конце V – начале VI столетий нашей эры три брата Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь основали на крутом правом берегу реки Днепра город и назвали его в честь старшего брата Киевом. Первое упоминание о Киеве, содержащееся в древнерусской летописи "Повесть временных лет", относится к 862 г. Однако археологическими исследованиями установлены на Старокиевской горе жилища и хозяйственные постройки "городка Кия", датированные V – VI вв. В IX-XII вв. Киев – столица одного из самых больших и могущественных государств Европы. После смерти Владимира Мономаха в 1125 г. начался процесс распада единого государства Киевская Русь. В 1240 г. Киев был разрушен и опустошен ордами монголо-татарского хана Батыя. Монголо-татарское нашествие задержало развитие города почти на столетие.
Территориальная структура города представлена двумя крупными частями – Правобережьем Днепра, включающим наиболее старую центральную часть города, и Левобережьем, вошедшим в городскую черту сравнительно недавно.
Что посмотреть в Киеве
Крещатик– Центральная магистраль и деловой центр столицы Украины. Пролегает от Европейской до Бессарабской площади. Проходит через Старокиевский и Печерский районы города. Застройка Крещатика началась с конца XVIII ст. Во времена Киевской Руси эта местность представляла собой покрытую лесом долину, в которой протекал ручей. Первые жилые деревянные дома появились на Крещатике в 1797 г. Застройка и формирование Крещатика как улицы начались с 30-40-х гг. XIX ст. В 70-80-х гг. XIX ст. на Крещатике возводятся в основном трехэтажные дома с магазинами, помещениями для контор и банков и т.п. Крещатик становится главной улицей города. Ее продлили до Бессарабской площади (общая длина достигла 1,2 км).
В 1890 г. по Крещатику проложен первый маршрут конки (конного трамвая); 1892 г. первый в России, второй в Европе электрический трамвай связал Крещатик с Подолом.
Майдан Незалежности (Площадь Независимости) – центральная площадь Киева. Расположена между Крещатиком, улицами Бориса Гринченко, Софийской, М. Житомирской, Михайловской, Костельной, Институтской, архитектора Городецкого и переулком Т.Г.Шевченко. В разные годы площадь носила различные названия (Советская, Калинина, Октябрьской революции), современное название она получила в 1991 году в честь провозглашения Украиной государственной независимости.
Золотые Ворота – один из немногих памятников оборонного зодчества Киевской Руси, дошедших до наших дней. Город Ярослава Мудрого окружали высокие земляные валы общей протяженностью 3,5 километра. Они проходили по нынешним улицам центральной части Киева — от Львовской площади (где находились Львовские ворота) вдоль улицы Ярославов вал до Золотых ворот, спускались до площади Независимости (где стояли Лядские ворота) и снова поднимались вверх к Михайловской площади.
Золотые ворота были главным въездом в Киев. Это удивительное творение древнерусских зодчих — мощная боевая башня с возвышавшейся над нею церковью Благовещения — вызывало восторг современников и навевало ужас на врагов своей неприступностью.
Ладья – памятник основателям Киева был открыт в 1982 году, в парке на днепровской набережной. Скульптурная композиция представлена в виде ладьи, на которой установлены фигуры легендарных братьев Кия, Щека и Хорива и их сестры Лыбидь. Композиция выполнена из кованой меди. У подножия гранитного постамента сделан бассейн.
Нестор Летописец в своей «Повести временных лет» писал про трех братьев — Кия, Щека и Хорива и их сестру Лыбидь – именно они, согласно легенде, основали город над Днепром на семи холмах, названный в честь старшего брата Кия.
Киево-Печерская Лавра – это уникальный монастырский комплекс, внесенный ЮНЕСКО в список памятников всемирного значения. Монастырь Печерская Лавра был основан в 11 веке и застраивался в течение 9 следующих веков. Название "печерская" происходит от слова "пещеры", которые были найдены на этой территории и в которых селились первые монахи. Лавра - это почетное название, которое давалось очень крупным и значительным монастырям. Архитектурный комплекс монастыря и сегодня производит грандиозное впечатление. В солнечный день отблески многочисленных куполов и звонниц слепят глаза. Большинство строений Монастыря датируется 17-18 веками и является прекрасным примером стиля Украинского Барокко в архитектуре. С 12 века в Монастыре сохранилась лишь одна церковь с незначительными архитектурными изменениями, которые были сделаны позже. Эта церковь над воротами главного входа в Монастырь и ее называют "Надвратной". Полное название Церкви - Троицкая Надвратная Церковь.
Пещеры Киево-Печерской Лавры – это система подземных коридоров, состоящая из двух частей — Ближних и Дальних. Первые летописные упоминания пещер приходятся на 1051 год. Вначале в пещерах жили монахи, позже там стали хоронить умерших поселенцев монастыря. В частности там находятся останки Нестора Летописца, автора «Повести временных лет», Ильи Муромца — былинного героя и мощи нетленных лаврских святых.
Андреевская церковь – Андреевский спуск – жемчужина барокко - Андреевская церковь заложена в 1744 г. в связи с приездом Елизаветы І в Киев. Императрица Елизавета Петровна собиралась разместить в Киеве свою летнюю резиденцию. Сразу после визита Елизаветы в Киев (во время которого она собственноручно заложила Андреевскую церковь) появился первый проект, созданный в 1745 г. архитекторами Иоганном Шеделем и Даниилом Дебоскетом. Но императрица отклонила его, и Андреевскую церковь начали строить по проекту, выполненному в 1748 г. Бартоломео Растрелли. Исполнителем работ был московский архитектор Иван Мичурин.
Однокупольный храм с пятиглавым завершением создан в форме креста, в углах которого размещены декоративные башни на массивных столбах, играющие роль контрфорсов.
Основная застройка улицы выполнена в 90-х гг. 19 – начале 20 ст. Ныне, отстроенный в старинном виде, спуск – это место выставки-продажи живописи и изделий народного творчества под открытым небом. Андреевский спуск называют киевским Монмартром. В любой день, в любую погоду вы всегда увидите здесь множество художников, которые демонстрируют свои работы, образцы прикладного искусства - украшения, посуду из стекла и керамики, смешные фигурки из дерева, игрушки, медали, монеты и многое другое. На Андреевском спуске много небольших баров и кафе, где можно отдохнуть.
На спуске царит атмосфера конца 19 – начала 20 ст. Улица славится тем, что в дома № 13 жил писатель М.О.Булгаков, в настоящее время там расположен музей Булгакова.
Софийский собор – знаменитая София Киевская – главный храм Киевской Руси, заложенный князем Ярославом Мудрым в 1037 году, переживший столетия и дошедший до нашего времени. Сегодня комплекс внесен в список всемирного наследия, охраняемого ЮНЕСКО.
Собор Святой Софии был построен в 11 веке. Он расположен в самом центре города. Сохранились и через века до нас дошли 260 м² мозаик и 3000 м² фресок. Вокруг собора находятся монастырские строения 17 века, выполненные в архитектурном стиле украинского барокко.
Внутреннее убранство собора почти не изменялось. В конце 18 века появился иконостас и в 19 веке – чугунные напольные плитки. Святая София Киевская – это неистощимый кладезь произведений искусства, к которому приходят историки и туристы, чтобы увидеть и полюбоваться чудом византийской и древнерусской архитектуры.
Владимирский собор – выстроен в честь великого князя Владимира, который в 998 году ввел христианство на Руси. Собор построен в традиционном для русского зодчества старовизантийском стиле. Интерьер храма оформляли такие известные художники, как Виктор Васнецов и Михаил Врубель. Владимирский собор представляет собой традиционный для русского зодчества шестистолпный храм с тремя апсидами, увенчанный семью куполами. Длина здания составляет 55 м, ширина – 30 м, а высота вместе с крестом - 49 м. Владимирский собор был заложен в 1862 году, но его строительство, осложненное техническими трудностями, растянулось почти на тридцать лет - с 1862 по 1896 год.
Торжественное освящение собора состоялось 20 августа 1896 года в присутствии императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. Владимирский собор в Киеве - это блестящий образец синтеза искусства и архитектуры. Славу памятника выдающегося культурного значения Владимирский собор получил в основном благодаря своим уникальным росписям.
Михайловский Златоверхий монастырь – один из древнейших монастырей в Киеве. Включает разрушенный в 1930-е годы и заново построенный в середине 1990-х годов соборный храм в честь Архангела Михаила в стиле украинского барокко, а также трапезную с церковью Иоанна Богослова и колокольню.
Славу Михайловскому Златоверхому собору принесли его мозаики и фрески. По мнению искусствоведов, они открыли новый тип в эволюции живописи Древней Руси. "Мерцающей живописью" называют мозаики Михайловского собора – они, словно маревом, обволакивали все пространство храма своим то затухающим, то вспыхивающим с новой силой сиянием.
Михайловский Златоверхий собор в Киеве хранил и множество загадок, но они так и остались неразгаданными, так как собор, памятник культуры мирового значения, был разрушен в 1935 году.
Часть фресок и мозаик сохранилась в Софийском соборе, Третьяковской галерее и в Русском музее в Санкт-Петербурге. Во время восстановления собора фрески и мозаики были возвращены в Михайловский собор.
Печерск – расположенная на юг от Крещатика возвышенность состоит из районов Печерск и Липки. Главная магистраль этого района - ул. М.Грушевского - начинается у Киево-Печерской лавры и пересекает Печерск, спускаясь к Европейской площади, которая завершает Крещатик. Среди них:
Мариинский дворец – памятник архитектуры ХVIII—ХIХ столетий стиля барокко. Строительство дворца началось в 1752 году по желанию императрицы Елизаветы Петровны, которая собиралась построить в Киеве свою летнюю резиденцию. В планировке интерьеров и создании сада принимала участие императрица Мария Александровна, в честь которой и был назван дворец. Сегодня Мариинский дворец в Киеве – это государственная резиденция, которую называют Президентским Дворцом, где проходят торжественные государственные события, награждения, приемы, саммиты и встречи официальных делегаций на высочайшем уровне.
«Шоколадный домик» в Киеве был построен для купца 2-й гильдии Могилевцева по проекту архитектора В.Н.Николаева в начале XX века (в 1901 г.). Уникальные интерьеры особняка выполнены в разных художественных стилях (модерн, ренессанс, готика, барокко). Внутренние помещения имеют исключительные декоративно-монументальные росписи стен и потолков, украшенные богатой лепниной и позолотой, деревянные резные панели, подоконники, двери и окна, полы с разнообразным рисунком художественного паркета, цветные витражи и кованые ограждения мраморных лестниц. Здание особняка двухэтажное, небольшое – общая площадь около 900 м². Архитектура самого дома является красивой и гармоничной. Кроме того, здание необычно покрашено. Киевляне знают его покрашенным в однотонный шоколадный цвет. На самом деле изначально в окраске присутствовало несколько разных по силе кофейных и шоколадных тонов, позволявших выделить фасадные элементы. Преобладание коричневого цвета дало особняку название "шоколадный домик".
Дом плачущей вдовы. Главная особенность этого двухэтажного здания – грустное женское лицо, вылепленное на фасаде. Когда идет дождь, по каменным щекам безутешной красавицы текут капли, и кажется, что она плачет. Именно из-за этого барельефа дом получил такое название. Впрочем, кто изображен на барельефе, и почему "вдова" плачет, до сих пор остается загадкой для историков города.
Этот особняк в стиле модерн был построен в 1907 году по заказу полтавского купца 2-й гильдии Сергея Аршавского. Два парадных фасада отделаны серым гранитом, блоками искусственного камня обработанным под руст, лепными украшениями из кирпича, оливковой керамической плиткой, желтым кирпичом сложной кладки и кованым металлом. Справа от главного входа в особняк – изысканные кованые ворота с геометрическим рисунком.
Национальный Банк Украины – одно из лучших сооружений Киева XX века. Фасад здания был выполнен в стиле северно-итальянской готики и раннего флорентийского возрождения – мраморные колонны, утонченные орнаменты и эмблемы ремесел. Декоративные башенки по углам здания поддерживаются скульптурами огромных грифонов, которые в античной мифологии считались охранниками золотых месторождений.
Скульптурных композиций много и в интерьере здания – фигуры античных богов Гермеса, Деметры, Афины Паллады и Гефеста, лепные украшения с эмблемами и гербами. А по центру потолка главного операционного зала изображение архистратига Михаила - покровителя Киева.
Дом с Химерами – это диковинное здание, украшенное фантастическими скульптурами зверей и химерами, словно снятыми с островерхих крыш собора Нотр-Дам в Париже, можно смело назвать самым необычным киевским особняком. На крыше дома разместились рядами добродушные жабы в компании с нереидами, в стены дома вмурованы головы носорогов и антилоп, а водопроводные трубы выполнены в виде змей и слоновьих хоботов. Построенный на обрыве дом удивляет еще и тем, что с парадной стороны у него всего 3 этажа, а с обратной целых шесть!
В 2003-2004 годах «Дом с химерами» реставрирован. Полностью восстановлен интерьер здания, включая паркетный пол, роспись. После реставрации «Дом с химерами» стал Малой резиденцией приемов Президента Украины (главная резиденция находится в Мариинском дворце). Здесь принимаются зарубежные делегации.
Бабий яр – когда-то был обычным оврагом на околице Киева. Всё изменилось, когда в город пришли нацисты в сентябре 1941 г.: тридцати пяти тысячам киевских евреев было приказано собрать пожитки и идти к Бабьему яру. Думая, что их будут перевозить в другое место, евреи подчинились. Однако в Бабьем яру вместо машин и поездов их ожидали солдаты с пулемётами. Тела убитых сбрасывались в овраг. Фашисты превратили Бабий яр в место массовых казней. Всего за годы оккупации здесь было убито более 100 тысяч человек – евреев из гражданского населения, партизан, подпольщиков, советских военнопленных. В 1991 г. недалеко от мест, где производились казни, был воздвигнут монумент.
Музей архитектуры и быта «Пирогово»- на южной окраине Киева, близ поселка Пирогов, где с высоких холмов открываются живописные виды и приятной прохладой привлекают синеглазые ставки, среди дубрав и рощ, расположен Музей народной архитектуры и быта Украины. Музей (общая площадь – около 150 га) основан в 1969 г. Свыше 300 памятников народного строительства XVІ-XX столетий завезены сюда из разных регионов Украины: Средней Приднепровщины, Полтавщины, Слобожанщины, Полесье, Подолье, Карпат и Юга Украины.
Усадьбы с самобытными сельскими домами и хозяйственными зданиями сформированы с документальной достоверностью и сгруппированы соответственно особенностям планирования поселений того или иного историко-этнографического и географического региона.
Вторую жизнь получили перевезенные сюда деревянные церкви – уникальное явление в мировой архитектуре. Идейным и композиционным центром музея является экспозиция ветряных мельниц, которая расположена на высочайшем холме.
В фондах музея сохраняется свыше 70 тысяч предметов быта, произведений народного искусства, орудий труда.