«Польский Версаль» - вот одно из красочных имен, которые можно подобрать для характеристики этой достопримечательности. Дворец в Виланове с его парком и прилегающими зданиями является одним из прекраснейших памятников польской национальной культуры. Построенный в конце 17 века для короля Яна III Собиески, позже он был расширен последующими правителями и владельцами. В 1805 году владелец замка Станислав Костка Потоки создал в части дворца музей, который является одним из первых публичных музеев Польши. Кроме произведений европейского и восточного искусства, в центральной части замка была представлена экспозиция, посвященная королю Яну III и славному прошлому нации. В 19 веке дворец перешел в собственность семьи Браники, которая распоряжалась им вплоть до 1945 года, когда здание было конфисковано государством. После разграбления богатейшей коллекции нацистами во время второй мировой войны, дворец был восстановлен, и 1962 году вновь открыт для публики.
Архитектура дворца оригинальна и представляет собой слияние стилей европейского искусства со старо-польской традицией строительства. Центральная часть дворца, цокольный этаж воссозданы из интерьеров семнадцатого, восемнадцатого и девятнадцатого веков, стены и потолки украшены гипсовой отделкой, красочными полотнами и керамической плиткой. Интерьеры, представленные в своем первоначальном виде, изобилуют многочисленными произведениями живописи, скульптурами и предметами декоративного искусства. Особенно ценной представляется коллекция польской и европейской живописи, среди которой выделяется польская портретная галерея, где выставлены портреты владельцев дворца, включая портреты Яна III и его семьи, и знаменитый портрет Станислава Костка Потоки. Также изумительна коллекция древних скульптур и этрусских ваз, фарфора, предметов ювелирного искусства, французского серебра и бронзы, саксонской и английской мебели, а также предметов военного искусства. На первом этаже в южном крыле дворца, потолки и комнаты которого украшены псевдо-китайскими орнаментами, расположены «китайские комнаты», размещающие экспозицию азиатского искусства и его европейских аналогов. Китайский павильон также можно увидеть в ландшафтных садах, прилегающих к дворцу, где также можно полюбоваться скульптурными композициями, колоннами и декоративными цветочными клумбами.
Дворец и парк в Виланове является не только бесценным свидетельством величия прошлого Польши, но также местом проведения многочисленных культурных мероприятий и концертов, включая Летние Королевские Концерты в Саду Роз и в Международной Летней Академии Старинной Музыки.
Кафедральный собор Святого Яна
Вам нужно будет посвятить по крайней мере полчаса для детального осмотра этой несомненно заслуживающей особого внимания достопримечательности. История этого строгого мрачноватого собора насчитывает вот уже более 600 лет. Здесь содержится множество произведений искусства, древние памятники и могилы известных поляков. Здесь проходили церемонии коронации польских королей, включая коронацию последнего короля Польши – Станислава Августа Понятовского, которая прошла в 1764 году. В 1339 году здесь был созван папский суд для объявления вердикта по диспуту между Польшей и Рыцарями Тевтонского Ордена о разделе территории Гданьска. А 3 мая 1791 года в здании собора польским сеймом была провозглашена первая в Европе и вторая в мире (после Соединенных Штатов) конституция. Король Станислав Понятовский, сопровождаемый своими придворными и толпами людей, дал клятву защищать и поддерживать конституцию внутри самого здания.
Из-за стесненного местоположения разглядеть собор снаружи довольно трудно. Копия собора, воссозданная в послевоенной реконструкции, является отнюдь не точным воспроизведением того, чем он был до войны. Благодаря обновлению в 1830-х годах у собора появился богато украшенный фасад, но для реконструкции было решено вернуть ему первоначальный готический вид. Перед тем, как окунуться в прохладу внутреннего убранства собора, взгляните на фрагмент гусеничного танка, встроенного в стену. Это гусеница фашистского танка с дистанционным управлением, который взорвал и разрушил южную часть собора, который стал местом неистово-отчаянного сопротивления во время Варшавского восстания в 1944 году.
За исключением крыши, декорированной звездами, внутреннее убранство собора довольно скромное и даже аскетическое. Однако внимание туристов привлекают красивые окна из цветного стекла, а также деревянные сиденья в пресвитерии. Настоящие сиденья являются копиями оригиналов, заказанных в 1683 году королем Яном III Собиески в честь его победы в битве при Вене. В правом нефе храма расположено чудодейственное распятие 16 века, с которым связано множество невероятных историй. Собор стал местом последнего пристанища многих известных польских деятелей, похороненных здесь – писателя Генриха Сенкевича, президента Польши Габриэля Нарутовича, композитора Игнасия Падеревски и других прославленных поляков.
В соборе имеется большой хор, пение которого сопровождается звуками античного органа. Летом в стенах храма раздается эхо музыки, поскольку собор является местом сбора и проведения Международного фестиваля органной музыки.
Коллегиум Майус
Старейшее здание университета Кракова, Коллегиум Майус, приобрело свои настоящие черты в пятнадцатом веке. В напоминание архитектуре итальянских университетов того времени, здание имеет четырехугольный двор и крытые аркады на первом этаже, простирающиеся по всем направлениям.
История происхождения Ягеллонского университета уходит вглубь пятнадцатого века. В 1492 году Марсин Билика, польский ученый – лектор университетов Кракова, Падуи и Болоньи, представил свои астрономические приборы Краковской Альма Матер, положив начало коллекции «научных предметов». Разраставшаяся за счет вкладови пожертвований королей и магнатов, а также подарков ученых и коллекционеров, коллекция оказалась разбросанной по частям в течение Второй Мировой войны. К счастью, большинство предметов из коллекции вернулось после войны, а коллекция вновь стала доступна для общественности в 1964 году, когда Ягеллонский университет отметил свое 600-летие.
Музей знаменит своей богатейшей коллекцией произведений искусства в области живописи, скульптуры, печати и декоративного искусства, но уникальность его определяется коллекцией старинных научных приборов, насчитывающей около двух тысяч предметов, и являющейся единственной в Польше коллекцией такого класса. Среди экспонатов выставки можно увидеть астрономические приборы, которыми пользовался в пятнадцатом веке Марсин Билика, а также уникальную арабскую астролабораторию одиннадцатого века; физические и оптические приборы, химические и фармацевтические сосуды, коллекцию глобусов, самый старый из которых датируется пятнадцатым веком, часы пятнадцатого-девятнадцатого веков, здесь также представлены микроскопы восемнадцатого века, термометры, маятники, весы.
Наряду с художественной коллекцией, эти ценные экземпляры образуют одну из самых интересных экспозиций интерьеров Коллегиум Майус. Среди других экспозиций – средневековая живопись и скульптура, западно-европейская живопись из коллекций Виктории Олека и Эвелины Липко-Липжинка. Выставка, посвященная Старой и Новой наукам, была открыта в 2000 году, и с тех пор пользуется широкой популярностью у посетителей. Ее интерактивный характер позволяет каждому (без особой подготовки) провести какой-либо простейший математический, астрономический или физический эксперимент, или произвести подсчеты, используя инструментальные модели. Внимание посетителей также привлекает реконструированная мастерская алхимиков.
Королевский замок на Вавеле
Первые поселения на Вавельском Холме появились около пятнадцати тысячелетий назад, в эпоху палеолита. Позже, а в эпоху неолита и бронзовый век, то есть около трех тысячелетий назад, они начали бурно развиваться, здесь появилась торговля, ремесла и животноводство. На заре прошлого тысячелетия здесь обосновались правители Польши. В начале 16 века Король Сигизмунд I (1506-1548) привез сюда лучших мастеров, ремесленников, архитекторов и скульпторов из Италии для строительства своего великолепного замка в стиле ренессанса. Здание послужило прекрасным образцом и моделью государственной резиденции в Центральной и Восточной Европе. Его изумительно красивый внутренний двор потрясающе огромных размеров и безупречных пропорций стал идеальным местом проведения турниров и различных мероприятий, которые посещали члены королевской семьи, придворные и гости.
Несмотря на реконструкцию, проведенную в эпоху барокко после очередного пожара в конце 16 века, некоторые части замка остались в своем первоначальном виде, включая красивейший сводчатый внутренний двор. После того, как в начале 17 века столица была перенесена в Варшаву, замок лишился своей великолепной обстановки, а позже он был разорен во время Шведских войн. В 1905 году добровольное польское общество купило замок у австрийских властей и начало реставрацию. Здание чудом уцелело от полного разрушения его нацистами в 1945 году.
Сегодня Посетители могут насладиться многочисленными изысканными интерьерами королевского замка и посмотреть королевские палаты с красивейшей мебелью в стиле 16-17 веков. Здесь представлены также многочисленные предметы искусства, а на стенах комнат красуются бельгийские гобелены. На цокольном этаже расположена комната, где представлены драгоценности польской короны, наиболее впечатляющим из которых является зазубренный меч, который, начиная с 14 века, использовался при коронации польских монархов. Королевская геральдика размещает коллекцию польского оружия и доспехов, а в западном крыле представлена внушительная коллекция расшитых украшениями турецких палаток.
Для многих поляков замок имеет более широкое значение, помимо своей истории. Последователи индусского эзотерического учения считают, что собор является одним из важнейших энергетических центров в мире, и уверяют, что, прикоснувшись и потершись о стену собора со стороны внутреннего двора, можно впитать в себя жизненную энергию.
Костел Девы Марии
Строительство Костела Девы Марии началось в 13 веке. Две башни разной высоты, построенные в разное время, придают костелу неповторимое очарование. Одна из них, та что выше, была ранее наблюдательным пунктом города и была завершена в 1478 году. С этой башни каждый час раздается сигнал трубы – хейнал, а в полдень ее звуки транслируются польским радио на всю страну. Согласно легенде, во время татаро-монгольского нападения трубач, сидевший на вершине башни, увидев захватчиков, подал сигнал, чтобы поднять тревогу, но был сражен в горло вражеской стрелой. Сегодняшние трубачи останавливаются на той самой ноте, на которой прервался сигнал трубы.
Входя в церковь, испытываешь благоговейный трепет от пронзительной тишины, царящей здесь. Однако обстановка здесь не всем может прийтись по вкусу. Тут и там можно видеть могильные надгробия, и это оставляет тяжелое впечатление. Недавняя реставрация, хотя и проведенная с тщательностью, еще более усиливает впечатление от увиденного. Здесь расположены настоящие произведения искусства: картины, скульптуры. Изумительно смотрятся окна из цветного стекла, особенно в погожий солнечный денек, когда лучи солнца проникают сквозь него снаружи. Но, пожалуй, наиболее впечатляющим здесь является необычный деревянный алтарь работы архитектора Вита Стоша. Алтарь был создан в 1477-1489 гг. и посвящен успению Девы Марии. Здесь можно увидеть картины из Нового Завета, посвященные жизни Девы Марии.
Алтарь является произведением искусства эпохи поздней готики. Ширина его составляет 11 метров (34 фута), а высота более 12 метров (37.5 футов). Алтарь выглядит как большой кабинет с огромными дверями. Внутри и снаружи алтарь украшен резьбой и росписью, изображающей сцены из жизни Иисуса и Девы Марии. Фигуры кажутся живыми, и в целом это производит потрясающий эффект на посетителей.
Освенцим
Освенцим – крупнейший из германских концентрационных лагерей. Лагерь был основан нацистами в апреле 1940 года в пригороде промышленного городка Освенцим, который, как и остальные районы Польши, был оккупирован германскими войсками в период Второй Мировой Войны.
Название города Освенцим было изменено на Аушвитц, которое стало также и названием лагеря. Аушвитц в действительности сочетал в себе три лагеря: тюремный лагерь, лагерь для уничтожения и лагерь для использования рабского труда. Самый смертоносный по количеству погибших из всех нацистских лагерей для уничтожения, Аушвитц стал символическим местоположением «окончательного приговора». Расширявшийся в последующие годы, лагерь стал местом массового геноцида. Около 1,5 миллиона людей 28 народностей погибло в этом лагере. Всемирно известное название города стало символом террора, мученичества и истребления миллионов невинных жертв. В 1979 году концентрационный лагерь в Освенциме был внесен ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества. На месте лагеря в 1947 году был организован музей, известный как Мемориал Мученичеству Польской и Других Наций.
В старой части лагеря, окруженной колючей проволокой, расположено двадцать восемь одноэтажных зданий, где жили заключенные. Здесь находится выставка, представляющая такие ужасающие предметы, как груды искусственных людских конечностей, очки, обувь и костюмы, когда-то принадлежавшие жертвам.
Другая часть лагеря когда-то занимала настоящий район Брзезинка (Биркенау). Это самое большое кладбище в мире. Посетители могут увидеть здесь сохранившиеся бараки, руины, оставшиеся от газовых камер и крематории. Монументальный Мемориал Жертвам Фашизма был воздвигнут на этом месте в дань почтения миллионам людей, погибшим здесь.
Многие посетители приезжают сюда с намерением попытаться установить связь с прошлым, исчезнувшим навсегда. Впечатление от посещения Освенцима и Биркенау может значительно меняться в зависимости от времени года, и это является немаловажным фактором. Теплым июльским днем, когда музеи забиты посетителями со всего мира, все здесь может показаться едва реальным. Однако, приехав сюда однажды заснеженным февральским утром, вы сможете очень остро почувствовать страшную правду того, что происходило в этом ужасном месте.
Соляные копи Велички
Соляные копи Велички можно сравнить с большим подземным городом. Эта старейшая рабочая шахта, открытая для туристов, расположена в южном предместье Кракова. Соль добывается здесь уже на протяжении 700 лет, а сегодня шахта состоит из девяти уровней, по которым можно спуститься на глубину 327 метров. Шахта насчитывает 2040 пещер, сообщающихся между собой коридорами и проходами длиной около 200 километров.
Вода в источниках в этой области всегда содержала в себе соль, и в древности использовалась для ее получения путем выпаривания. В 13 веке началась добыча соли из шахты. Как это произошло, рассказывается в старой легенде о принцессе по имени Кинга, которая позже была канонизирована и стала святой покровительницей шахтеров в Кракове. Венгерская принцесса Кинга должна была выйти замуж за монарха Кракова, и ей хотелось преподнести богатый подарок для своего жениха. Поскольку у поляков имелось все необходимое, кроме соли, принцесса попросила у своего отца в качестве подарка соляную копь, и он согласился. Она бросила одно из своих колец в шахту своего отца и отправилась с Польшу. Неподалеку от Кракова, в Величке, она велела людям выкопать глубокую яму. Горняки обнаружили залежи соли, и в первом же куске нашли кольцо принцессы Кинги.
На территории шахты, кроме ее самой, расположены церквушки, часовни и комнаты для досуга. Около входа находится часовня Святого Антония, которая раньше вся была заставлена скульптурами из соли. Но так как часовня расположена близко к входу, влажность воздуха разрушила фигуры, и сегодня они выглядят как произведения современного абстрактного искусства или доисторические скульптуры.
Часовня Святой Кинги находится на глубине 101 метра от поверхности, она занимает территорию 50 м. длиной, 15 м. шириной и 12 м. высотой. Зал, алтарь, религиозные статуи и даже канделябры – все здесь высечено из соли.
Копи также известны своим великолепным подземным музеем, в котором расположены специально оборудованные помещения, такие как санаторий для людей, страдающих астмой, аллергическими и респираторными заболеваниями.
Кроме того, что копи являются привлекательным местом посещения для туристов, подземные коридоры и залы также функционируют как место проведения концертов, банкетов, конференций, балов и спортивных мероприятий.
В 1978 году соляные копи Велички были включены ЮНЕСКО в список Культурного и Природного Наследия человечества, а 1994 году указом президента Польши они были признаны Памятником Истории польского народа.