Тарту — город, уездный центр в Эстонии, на реке Эмайыги, второй по численности населения после Таллина.Тарту находится в 185 км к юго-востоку от столицы Эстонии Таллина. Тарту расположен на обоих берегах Эмайыги в 37 км от её впадения в Чудско-Псковскую систему озёр; город протянулся вдоль реки на 9 км.
Для Тарту, как и в целом для Эстонии, и соседних городов РФ характерна естественная убыль населения, хотя в советское время его численность возросла вдвое и превысила 100 000 в 1977 г. В 2005 г., однако численность населения меньше 100 000 жителей. На 1 января 2006 в городе проживало 99 882 человека. В городе преобладает эстонское население, но имеется также и значительное русскоязычное меньшинство. Эстонцы в городе составляют 79,0 % населения, русские 17,0 %, украинцы, финны и прочие (белорусы, евреи, поляки, немцы, татары, армяне и др.) 4,0 %. Тарту — второй город Эстонии по численности населения.
Тарту — узел железнодорожных линий и автомобильных дорог. Через город проходит автомагистраль Таллин — дорога № 7 у границы с Россией (№ 2 в Эстонии); автомагистраль Йыхви — Рига (№ 3 в Эстонии, А3 в Латвии); начинается автодорога Тарту — Вярска (№ 45 в Эстонии); автодорога Тарту — Вильянди (№ 48 в Эстонии); автодорога Тарту — Йыгева (№ 39 в Эстонии). Через город проходит также железная дорога Тапа — Псков (№ 2 в Эстонии); начинается железнодорожная линия Тарту — Рига. В современном Тарту представлены деревообрабатывающая и мебельная промышленность, машиностроение и металлообработка, приборостроительная промышленность, а также лёгкая (швейная, обувная) и пищевая промышленность (пивоваренный завод A. le Coq). С 2000 года стали развиваться фирмы, предлагающие услуги информационной технологии. В городе работают Тартуский Университет, Эстонский университет естественных наук (раньше Сельскохозяйственная академия) и еще 9 высших учебных заведений. Музыкально-драматический театр «Ванемуйне» основан в 1870. Эстонский национальный музей (основан в 1909, в 1940—88 — этнографический музей Эстонии) — одно из самых значительных хранилищ предметов материальной культуры эстонского народа. В Тарту более 20 музеев — художественный музей, музей спорта; литературный музей им. Ф. Р. Крейцвальда, музей классических древностей при университете, зоологический музей с отделом геологии, музей истории университета и др. С 2001 года в Тарту находится Министерство образования и науки Эстонии.
Дерпт (нем. Dorpat) - город в Эстонии (ныне Тарту, эст. Tartu) - один из древнейших городов Прибалтики (в X- XI вв. был известен как поселение древних эстов - Tarpatu, хотя постоянное городище на этом месте датируется уже V в). Расположен на обоих берегах р. Эмайыги (Омже), в 30 км от её впадения в Чудское оз. Город Юрьев был воздвигнут великим князем Ярославом Мудрым на реке Омже (назван по его по христ. имени - Юрий), на запад от Пскова. Впервые упом. в «Повести временных лет» (1030) как град Юрьев. До нач. XIII в. Юрьев находился в тесной связи с близлежащими Псковом и Новгородом Великим. В 1215 был захвачен немецкими рыцарями-меченосцами, но в 1223 освобождён в результате общего восстания населения. Для защиты города из Новгорода прибыл отряд в 200 чел. во главе с кн. Вячеславом Борисовичем (Вячко). В 1224 после длит. осады Юрьев был взят немецкими рыцарями -меченосцами. Князь юрьевский Вячко, видя гибель своего города, бросился с конем с городских стен прямо в пламень, объявший город, и погиб. С тех пор Юрьев стал называться по-немецки Дерптом. Ливон. рыцари сделали его центром Дерпт. епископства. С кон. XIII до сер. XVI вв. входил в Ганзейский союз и играл важную роль в его торговле с Новгородом и Псковом. Епископ Герман I сделал его центром своего владения — Тартуского епископства. В 1248 году Тарту (под именем Дерпт) впервые упоминается как город, который позднее стал членом Ганзейского Союза немецких городов. Сюда устремились немецкие купцы и ремесленники, и на протяжении многих столетий основное население Дерпта составляли немцы и эстонцы.
Под 1328 в Моск. летописи отмечен большой пожар в Д.: «Того же лета погоре город Немецкыи Юрьев весь, и божници и полаты каменые падоша, и згоре в полатах Немец 2000 и 500 и 30, а Руси 4 человекы». Часто Д. упом. в Новгородских летописях и в разрядных записях времён Ливонской войны 1558-1583. В начале Ливонской войны Тарту был взят русскими войсками (см. Штурм Дерпта, 1558), в 1582 отошёл к Речи Посполитой. В 1600—03, 1625—56 и 1661—1704 годах Тарту принадлежал Швеции, в 1603—25 годах — Речи Посполитой, в 1656—61 годах — России. В 1632 году была открыта «Академиа Густавиана» — университет, второй в Шведском королевстве (после Уппсальского). В ходе Северной войны Тарту сдался в 1704 г. войскам Петра I. С 1783 уездный город Лифляндской губернии. В 1802 вновь был открыт университет. Сегодня Тартуский (бывший Дерптский) университет — это ведущее высшее учебное заведение Эстонии, обладающее огромной научной базой и системой вспомогательных учреждений (например, Тартуская обсерватория около города). Тарту — колыбель эстонской национальной культуры. Здесь было положено начало эстонской литературе и периодической печати, здесь состоялся первый Певческий праздник (1869) и зародился профессиональный театр (1870). В 1893 при Александре III город был вновь переименован в Юрьев, это название продержалось до 1918. С февраля по ноябрь 1918 Тарту был оккупирован немецкими войсками, с декабря 1918 по январь 1919 Красной армией. 14 января 1919 эстонские войска освободили Тарту. 2 февраля 1920 здесь был подписан мирный договор (Тартуский мир) между Эстонией и коммунистическим правительством Советской России, признававший суверенитет Эстонской Республики, и содержавший территориальные уступки Финляндии. В советское время рядом с Тарту находился стратегический военный аэродром Раади, которым одно время командовал генерал Джохар Дудаев, в последствии провозгласивший себя президентом самопровозглашенной республики Ичкерия и погибший в ходе первой чеченской кампании. Джохару Дудаеву установлена памятная доска.
В 1940 г. Советский Союз оккупирует Эстонию. С 9 июля 1941 г. в течение трех недель прямо по территории Тарту проходит линия фронта. В советское время с 1944 по 1991 г.г. Тарту – второй по величине и значению город Эстонии. Здесь работает Тартуский университет с эстонским языком обучения и созданная на его базе в 1951 г. Эстонская Сельскохозяйственная Академия. Строятся также преимущественно ориентированные на восточный рынок промышленные предприятия - приборостроительный завод и завод сельхозмашин «Выйт». Поскольку в непосредственной близи от города был сооружен аэродром для советских стратегических бомбардировщиков, Тарту являлся вплоть до 1990 года закрытым городом, что существенно тормозило его развитие. После восстановления независимости Эстонии в 1991 г. наш город вновь открыт для иностранных туристов. В Тартуском университете и Эстонском сельскохозяйственном университете учится все больше иностранных студентов из Европы, в первую очередь из Финляндии. Тарту успешно преодолел экономические трудности начала 90-х в связи с перепрофилированием промышленного производства и банковским кризисом, и сегодня активно развивается, ставя своей задачей добиться успеха и признания в современном информационном обществе.
Достопримечательности Тарту
В Старом городе расположена основная часть историко-архитектурных памятников: ратуша (1789) в стиле раннего классицизма, жилые дома, церковь Яана (XIV век), главный корпус университета (1804—09). На холме Тоомемяги (в парке Тооме) развалины Домского (Петра и Павла) собора (XIII—XV веков, хоровая часть в 1804—07 перестроена в библиотеку университета, ныне музей), старый анатомический театр (1803—05) и обсерватория.
Среди современных построек — здания банка (1936), театр «Ванемуйне» (1967) и др. Памятники: полководцу М. Б. Барклаю-де-Толли (1849, скульптор В. И. Демут-Малиновский), естествоиспытателю К. М. Бэру (1886, А. М. Опекушин), астроному В. Я. Струве, эстонскому поэту К. Я. Петерсону (1983, Я. Соанс), хирургам Н. И. Пирогову (1952), Н. Н. Бурденко (1952), писателю-просветителю Ф. Крейцвальду (1953). Мемориальный комплекс Советским воинам-освободителям на братском кладбище (1975). Неким символом города является скульптура "Целующиеся студенты" с фонтаном (1998), расположенная на ратушной площади.
Яановская церковь
Средневековые памятники зодчества составляют, пожалуй, наиболее ценную часть довольно богатого архитектурного наследия Эстонии. Особое место принадлежит здесь тартуской Яановской церкви. Прежде всего, благодаря тому, что снаружи и изнутри церковь украшена многочисленными декоративными деталями, изготовленными из терракоты - обожженной глины. Первоначально их число превышало тысячу. К сожалению, на протяжении долгой истории церкви многие из них были разрушены, однако до наших дней все же сохранилось внушительное количество этих терракотовых скульптур. Несмотря на то, что терракота была достаточно известным материалом в средневековом зодчестве, во всей средневековой готике не найдется больше ни одного сооружения, способного соперничать с тартуской Яановской церковью ни по величине, ни по высокому уровню исполнения скульптур в такой технике. Благодаря этому тартуская Яановская церковь является, безусловно, не только интереснейшим культовым зданием местного значения, но и весьма заметным архитектурным памятником в масштабе всей западноевропейской готики. Кстати, уже в 1558 году, в вышедшей в Кельне книге, описывающей события времен реформации в Тарту, ее автор Тилеманн Бреденбах называет высочайшим художественным достижением построенную с большим размахом церковь св. Иоанна Крестителя (Яановскую церковь), которую украшали в числе других скульптур фигуры 12 святых апостолов.
Хотя Яановская церковь за свою историю неоднократно разрушалась и восстанавливалась, а с 1944 г. находилась в руинах, ее средневековый внешний облик легко угадывается и сегодня. По своей конструкции Яановская церковь представляет собой трехнефную базилику с массивной западной башней. Средний неф церкви соединяется с продолговатой, имеющей многоугольное окончание алтарной частью, в северном крыле которой находится ризница. К южной продольной части церкви была пристроена позднее так называемая Любекская часовня – напоминание о ганзейских временах, когда тесные торговые отношения связывали Тарту в первую очередь с немецким Любеком и Россией. Поскольку церковь не строилась по единому плану, свой окончательный внешний облик она получила, лишь пережив несколько перестроек и, очевидно, катастроф. Первоисточники не слишком проясняют историю строительства церкви. Известно лишь, что в 1323 г. церковь, или, по крайней мере, ее приход уже существовали. Сведения об истории церкви добавились в ходе археологических изысканий, которые помогли составить пусть и далеко неполную картину возведения собора. Так, выяснилось, что история строительства церкви уходит вглубь веков значительно дальше, чем это может казаться по ее внешнему виду. В ходе раскопок здесь были найдены фрагменты продольного деревянного сооружения, протяженностью с востока на запад, в западной части которого покоились захоронения. Данное строение датируется второй половиной XII – началом XIII в.в. К сожалению, по весьма незначительным фрагментам весьма трудно судить об общем облике сооружения, однако вполне вероятно, что это была именно церковь, причем это первое и единственное сохранившееся до наших дней свидетельство существования христианского храма в Эстонии еще до ее завоевания и тотальной христианизации XIII в.
Краеугольный камень церкви был заложен в части хор, ширина которых была сравнима с алтарным помещением, но, в отличие от него, с прямым окончанием. Продолжительный период возведения церкви начался предположительно в конце XIII века, тогда же перешли к новой технике строительства фундамента. Поскольку Тарту расположен в речной долине с довольно болотистой почвой, решено было, для придания нижним стенам церкви большей устойчивости, возвести их на деревянных плотах. По всей вероятности, строительство начали с башни и прилегающей к ней западной стены, как самой массивной части церкви, проектируя в то же время пропорции главного помещения и возводя соответствующие опоры. Однако, вскоре после начала строительства опорных колонн среднего нефа, происходит существенное изменение в первоначальных планах строителей. По все видимости, первоначально планировалась достаточно узкая триумфальная арка над алтарем, которая бы резко разделяла хоры церкви и основное приходское помещение. Вместо этого приняли решение о расширении арки, для чего понадобилось расширить также центральный неф. Поскольку его габариты в западной части были определены уже практически возведенной башней, неф получился причудливо расширяющимся в восточном направлении. Это, в свою очередь, привнесло новые изменения в части фундамента, которые, увы! - отнюдь не способствовали устойчивости церковных стен.
С большой долей вероятности можно утверждать, что в архитектурном облике возведенной во второй половине XIV в. церкви доминировала массивная западная башня, верхняя часть которой датируется примерно XVIII веком. Западный портал церкви украшал декоративный фронтон – вимперг, в нишах которого находились 15 скульптур. Центральную фигуру, Христа на престоле (копия XX в.), окружают молящаяся Мария, Иоанн Креститель и 12 апостолов. Композиция представляет собой так называемый деисус – сцену страшного суда и моления-заступничества за людей перед Иисусом Христом Богоматери, Крестителя и святых апостолов. Верхушка вимперга пересекается с фризом, который продолжается также в верхней части стен бокового нефа. По еще одному фризу в верхней части фасада башни можно судить о былой высоте и форме готических стен.
Наиболее пышно были декорированы интерьеры церкви, особенно в части центрального нефа. К сожалению, до наших дней сохранились лишь остатки былого величия. Так, лишь большие кирпичные блоки в стволах церковных пилястр указывают сегодня на то, что раньше там находились скульптурные фигуры под балдахинами. На капителях пилястр и сегодня виден растительный орнамент с геральдическими лилиями, с которыми соседствуют изображения фантастических драконоподобных существ, однако второй ряд сидящих скульптур на капителях, увы, не сохранился.
Эксклюзивным является оформление главной стены между аркадами и верхними, оконными частями приходского помещения. Ряды ниш (по три в каждой части) создают иллюзорный трефолий, где также расположены сидящие скульптуры под балдахинами, в центре - фигуры в коронах и со скипетрами. Образцы подобного уникального оформления главной стены можно встретить лишь в английской готике.
Терракотовым скульптурам принадлежит большая роль также в оформлении торцевых стен центрального нефа церкви. В нише высокой арки западного торца башни находится скульптурная группа - Христос на престоле (Majestas Domini) и шесть фигур святых рядом с ним. На месте триумфальной арки в восточной стене находился фриз со скульптурами, а также скульптура распятого на кресте Христа высотой в человеческий рост, установленная после того, когда церковное пространство стало принимать форму базилики. В боковых нефах архитектурный облик церкви дополняли небольшие пилястры и декорированные сводчатые консоли. Ключевые камни стрельчатых сводов основного нефа были украшены символами Христа и евангелистов.
Несколько скромнее были оформлены хоры церкви. Исключительным примером в эстонской архитектуре можно считать декорирование цветочным орнаментом стрельчатых арок. В довольно хорошо сохранившихся сводах ризницы видны символы Марии (роза) и Иисуса (агнец). Любекская часовня в своем строительстве также прошла сложный и длительный путь, результатом которого стало двухсводчатое, с многоугольным окончанием помещение, объединенное с главным нефом посредством большого портала.
Новейшая история Яановской церкви – это, к сожалению, прежде всего история разрушений. Серьезно пострадала церковь в 1708 году, во время Северной войны. Пушечный огонь русской армии нанес урон церковной башне, верхняя часть которой, по-видимому, обрушилась прямо на центральный неф, уничтожив также своды хоров церкви. В ходе срочных восстановительных работ уменьшили высоту центрального нефа, увеличив в то же время высоту хоров и покрыв их общей крышей. Впоследствии изменился прежде всего облик южного торца церкви, где уже в XVII веке установили реконструированную Любекскую часовню. Позднее сюда же поместили несколько фамильных часовен-усыпальниц: в1746 г. - К. фон Мюниха, образовав новый портал в стиле барокко в западном торце башни, а в 1769 – Э. фон Мюниха в южной части башни. В 1820-1830 г.г. по проекту Г.Ф.Гейста были реконструированы интерьеры церкви с целью придать им вид античного храма. К сожалению, это явилось для церкви, пожалуй, самым большим ударом за всю ее историю. Дело в том, что ко времени реконструкции еще было цело большинство украшавших интерьеры церкви скульптур, но поскольку они входили в противоречие с классицистскими канонами, по которым хотели реконструировать церковь, скульптуры попросту уничтожили. Сохранились лишь некоторые из них, которые оказалось легче не разрушить, а замуровать внутри стен и заштукатурить.
Фасад церкви реставрировался в 1899 г. под руководством архитектора В.Бокслаффа. В ходе этих работ были удалены со стен облицовочные слои, под которыми обнажились внешние скульптуры. Восстановлена была и поверхностная отделка, разрушенные скульптуры и детали заменены копиями. По понятным причинам, тогдашняя реставрационная практика не всегда опиралась на точные теоретические исследования, поэтому при реконструкции иногда давали волю фантазии. После восстановления фасада планировалась также реставрация внутренних помещений, однако планам помешала первая мировая война. До второй мировой войны церковь сохраняла свой прежний внешний облик. В августе 1944 года, во время бомбардировки Тарту, Яановская церковь сгорела.
Тартуская ратуша
На протяжении столетий центром Тарту являлась ратушная площадь. Уже в древние времена она была главным местом для торговли, соединяя находящееся на холме древнее городище и речной порт. В средние века на площади возвели здание ратуши - центра городского управления. Настоящее здание ратуши уже третье на этом месте.
Несмотря на то, что Тарту – город с почти тысячелетней историей, его архитектурные постройки не являются столь же древними как сам город. Из-за многочисленных войн и пожаров здесь почти не сохранилось зданий, датируемых ранее последней четверти XVIII века. Тот облик, который мы видим сегодня, Тарту стал приобретать после великого пожара 1775 года, огонь которого уничтожил почти весь центр города. После пожара город начали отстраивать заново, тогда же было построено и нынешнее здание городской ратуши.
Спроектировал здание архитектор Иоганн Вальтер, выходец из немецкого города Ростока. Краеугольный камень ратуши был заложен в 1782 году, а торжественное открытие состоялось в 1786, хотя отделочные работы велись после этого еще три года.
Эпоха строительства тартуской ратуши была временем перехода в архитектуре северной Европы к неоклассицизму, постепенно вытесняющему стили барокко и рококо. Эти колебания между разными архитектурными формами явственно прослеживаются в облике тартуской ратуши: трехэтажное здание с высокой крышей в стиле нидерландского дворца (кстати, именно этот стиль инспирировал и строительство в XVII в. здания городской ратуши в Нарве) венчает башня, выполненная в 1784 году в стиле барокко, с которой перекликается картуш в стиле рококо на фронтоне главного фасада. В оформлении же стен и особенно интерьеров преобладает особо модный в то время классический стиль.
Здание ратуши было многофункциональным, благодаря чему его планировка является крайне сжатой. В сводчатом подвальном этаже и левом крыле первого этажа находилась тюрьма с охранными помещениями. В правом крыле – где с 1922 года работает аптека – находилась раньше важня. Для того, чтобы удобнее было проезжать с грузом к весам, на заднем и боковом фасадах были ворота, позднее замурованные, но следы которых можно заметить и теперь.
Основные помещения ратуши находятся на двух верхних этажах, куда ведет прямо от входных дверей лестница. Из-за недостатка внутренней площади пришлось отказаться от традиционного просторного вестибюля. Длинный коридор второго этажа разветвляется на судебные помещения и приемную. Парадная зала ратуши, богато украшенная пышным, но несколько топорно исполненным в мастерской Вальтера гипсовым декором, находится в правом крыле третьего этажа.
Тартуская городская ратуша пережила за свою историю множество перестроек. Так, полностью был перепланирован нижний этаж. Помимо аптеки здесь временно находились банковские помещения. Некоторые изменения претерпела и планировка второго этажа. Однако, несмотря на все изменения, здание ратуши сохранило в общих чертах свой исторический облик.
Здесь и сегодня работают органы городского самоуправления - Тартуское городское Собрание и городская Управа - как напоминание о том, что Тарту – город, где чтят традиции.
Герб Тарту берет начало от средневековой городской печати. Скрещенные над городскими воротами ключ и меч – символы святых апостолов Петра и Павла, издавна являющихся защитниками и покровителями города.
В конце XVI века Южная Эстония находилась под властью Польши. В 1584 г. польский король Стефан Баторий пожаловал Тарту городской флаг.