Столица королевства Марокко расположена на берегу Атлантического океана, в устье реки Бу-Регрет. Расстояние между Касабланкой и Рабатом около 100 км. Но, как только попадаешь в Рабат, кажется, что европеизированная Касабланка осталась где-то очень и очень далеко…
Рабат по-настоящему восточный город, один из крупных центров арабской культуры и просвещения. Своего расцвета город достиг во времена `священной войны` с Испанией. Марроканский султан Абд-эль-Мумен и его воинственный внук Якуб-эль-Мансур превратили Рабат в неприступный форт. Рассказывают, будто Якуб-эль-Мансур мечтал сделать горорд второй Александрией. При нем город стал не только великолепной столицей, но и плацдармом для борьбы с католической Испанией. Одержав победу над кастильцами в битве, султан повелел называть город Рибат-эль-Фатх, что значит `победоносный`.
Порт Рабата используется сегодня местными жителями и туристами только для увеселительных прогулок и занятий водными видами спорта, но в древности он имел важное стратегическое значение. Поэтому город во все времена представлял интерес для завоевателей. Историю города можно прочитать по его архитектуре. Самая древняя часть – крепость Касба Удайя, памятник мавританской архитектуры периода Альмохадов. Она расположена на скалистом утесе у впадения реки Бу-Регрег в океан. Когда-то крепость была грозным оплотом корсарской республики, защитой от пиратов и набегов непокорных племен. О ее былом военном значении свидетельствуют огромная зубчатая стена из коричневато-красного кирпича и кое-где сохранившиеся бойницы и бастионы. Неподалеку находится резиденция короля. Каждую пятницу король выезжает из своего дворца, направляясь в мечеть Джамаа Ахел Фез, чтобы совершить там молитву. Церемония выезда обставляется очень пышно и торжественно.
Несомненно стоит посмотреть на известную мечеть Тур Хаcсан. Внук Абд-аль-Мумена, амбициозный Якуб-эль-Мансур, хотел увековечить память о себе, построив в Рабате вторую в мире по величине мечеть. В колоссальной по тем временам мечети Хаcсана все его многочисленное войско должно было молиться одновременно. По плану минарет мечети должен был возвышаться на 80 метров, но при жизни правителя его успели поднять лишь на 44. Со смертью Якуба-эль-Мансура строительные работы прекратились и мечеть так и осталась недостроенной. 360 сохранившихся каменных колонн должны были поддерживать гигантскую крышу, но землетрясение 1755 г. разрушило большую часть строений. Удивительно, что минарет мечети Хасcана остался цел и невредим. Впоследствии он послужил образцом для строительства знаменитой мечети Джиральда в Испании и Кутубии в Марракеше.
Рядом с башней Хасана — мавзолей Мухаммеда V, громадный куб из белого каррарского мрамора с ярко-изумрудной крышей. Он выполнен из цельного куска чистого мрамора, его огромный купол из кедра украшен резьбой и позолотой. Для авторов проекта образцом служила гробница Наполеона Бонапарта в Доме инвалидов в Париже.
Музей марокканского искусства `Удайя` основан в 1915 г. У входа в музей выставлены пушки, захваченные марокканскими корсарами в XVII—XVIII вв. В одном из помещений музея воспроизведен традиционный интерьер жилища знатной марокканской семьи, в других представлены коллекция традиционных женских украшений работы андалузских и марокканских мастеров, коллекция старинного оружия, образцы национальной марокканской одежды, народных музыкальных инструментов, гончарные изделия, керамика, демонстрируются ковры XVIII—XIX вв., сотканные в разных районах Марокко. В одном из залов музея представлены арабские манускрипты, древние списки Корана.
Национальный музей ремесел демонстрирует современное искусство марокканских умельцев. Интересны так же Музей древностей, Музей народного искусства.
Старый и Новый Рабат отделены друг от друга внутренней стеной. Внутри Старого города —андалузская медина XVII в. и еврейский квартал (`меллах`). Медина отделена от остального города высокой красновато-охристой стеной Андалузцев. Главная улица медины, Супка (`Базарная`), начинается от рынка; она сплошь застроена лавками, мастерскими, небольшими магазинчиками. В медине живут мастера традиционных ремесел — чеканщики, кожевники, портные, каменотесы и пр. Здесь же, на улице Консулов, находится Центр ремесел. Изделия местных ремесленников охотно покупают как иностранные туристы, так и местные жители: ковры, чеканку, вышивку, изделия из марокканской кожи, шерсти, меди и драгоценных камней.
С юга и востока к медине примыкают кварталы Нового города, построенного в XX в. Это административный и деловой центр со зданиями муниципалитета, почтамта, государственных учреждений, банков, магазинов, кинотеатров, ресторанов.
В центре города находится Дворец короля — длинное желто-оранжевое двухэтажное здание с ярко-зеленой черепичной крышей и стрельчатыми башенками, старинными пушками у входа, который охраняют королевские гвардейцы. Перед дворцом — огромная площадь Мешвар (`место совета, совещания`). Название восходит к тем временам, когда власть марокканских султанов зависела от согласия правителей главных областей страны и вождей племен. По традиции они и сейчас еще собираются здесь по большим праздникам. К площади Мешвар примыкает Резиданс — район, в котором расположены министерства, ведомства, бюро, конторы, посольства и банки, целые кварталы вилл богачей, отели, редакции газет, магазины. Улицы и площади здесь называются в честь арабских стран и городов — Алжира, Туниса, Каира, Эр-Рияда, а также в честь стран, городов, известных людей всего мира: есть площади Вашингтона и Линкольна, авеню Рузвельта, Лондона, улица Москвы, площадь России.
Проспект Ан-Наср упирается в Баб-ар-Руах (`Ворота ветров`) — это лучше всего сохранившиеся ворота в стене Альмохадов, отделяющей Старый город от его центральной части. На юго-востоке, на месте римской крепости Салы, расположена крепость Шелла с некрополем XIV в. династии Меринидов.