Площадь Каталонии.
Для большинства туристов Барселона начинается на площади Каталонии (plaça de Catalunya), соединяющей Старый город с новым. Здесь три линии метро пересекаются с веткой каталонских железных дорог FGC и с испанскими электричками RENFE, так что круглый сквер с фонтанами, беспокойными голубями и вечно многолюдными газонами, окруженный кольцом непрерывных транспортных потоков и конечных остановок многих автобусных маршрутов, служит основным пунктом въезда в город. Площадь окружена безликими постройками эпохи франкизма, поэтому вынырнувший из подземелья турист, тщетно крутит головой, пытаясь понять, в какую сторону Старый город, а в какую Эщампле. Учитывая, что вам часто придется здесь бывать, расположение ориентиров стоит запомнить. Встаньте так, чтобы огромный универмаг El Corte Inglés оказался слева, а не менее гигантский торговый центр El Triangle — справа. Теперь Старый город перед вами, а Эщампле — за спиной.
Старый город Барселона
С римских времен вся жизнь в Барселоне была сосредоточена в пределах того, что сейчас называется Старым городом (Ciutat Vella). Границами его служат море, гора Монжуик и кольцо проспектов — ронд, проложенных на месте снесенных в середине 19 века городских стен. Здесь много готики, приятных кафе, странных маленьких лавок, несколько интересных музеев, есть даже немного первоклассного модерна, хотя в основном он сосредоточен в Эщампле. Однако прелесть Старого города не столько в совокупности достопримечательностей, сколько в их окружении — в лабиринте средневековых тупиков и переулков, в ветре с моря… И хотя в самом Старом городе мало кто живет — в основном бедняки, старики и иммигранты, - именно здесь сильнее всего ощущение бьющей через край средиземноморской жизни, символом которой служит хребет квартала — променад Рамбла.
Готический квартал
Barri Gotic на семь веков старше других районов Барселоны. Этот, почти нетронутый центр старого города с его позднесредневековым ансамблем и лабиринтом извилистых улочек, сделал бы честь любому европейскому городу. Квартал заполнен барами и кафе, в центре находится рынок. И если вы придете сюда в воскресенье, то у вас есть шанс увидеть традиционный каталонский танец сардану в исполнении местных танцоров.
Жемчужина квартала - Кафедральный собор Барселоны (la Catedral) с роскошным готическим фасадом. В удивительно просторном нефе (вход утром и вечером свободный, днем, когда Собор отдан на откуп туристам, — платный) хватает места и для гигантского резного хора 14 века, и для 29 боковых капелл с готическими и барочными алтарями между контрфорсами. Главная святыня собора, чудотворное распятие «Христос из Лепанто», обычно хранится в первой капелле справа от входа, иногда его выносят в основной неф, чтобы облегчить доступ богомольцев. Этот крест украшал флагманскую галеру, с мостика которой дон Хуан Австрийский разгромил турецкий флот при Лепанто (1571). В разгар боя басурмане чуть было не сбили Христа, но распятие от ядра увернулось и так и застыло в странной позе, изогнувшись латинской S. В соборе также хранятся мощи святой мученицы Евлалии, покровительницы Барселоны. Но а чаще всего фотографируемая часть собора – это его дворик-клуатр 15 века, приходить в который лучше до полудня, пока он еще залит солнечным светом, рассеивающимся сквозь кроны пальм. В клуатре издавна держат выводок белых гусей, и никто уже не помнит, что они должны символизировать: то ли римское наследие Барселоны, то ли чистоту и непорочность девственницы Евлалии.
La Rambla
Знаменитый бульвар Рамбла для Барселоны - то же, что Невский для Петербурга, Монмартр для Парижа. Это средоточие достопримечательностей, место развлечений и праздничных
Еще одно сказочное творение Гауди и самый популярный парк в Барселоне. Самый лучший способ его осмотра - потеряться там на целый день. В парке можно посидеть на самой длинной и удобной скамье в мире. Для выбора наиболее удобной, анатомически верной формы сидения и спинки скамьи, Гауди просил своего рабочего садиться обнаженным на гипсовую отливку и по полученному оттиску строил все сидения. В парке также расположен зал «ста колон», где нет ни одной прямой колонны. Это символичное название. На самом деле колонн 86, но большинству туристов всё равно не удается их подсчитать. Здесь же в парке «живет» и знаменитая керамическая ящерица, приносящая удачу. А если влюбленные поцелуются на верхней галерее, они всегда будут вместе.
Из-за полного отсутствия каких-то углов и прямых линий все творения Гауди чрезвычайно приятны взгляду. Образцом совершенства он считал куриное яйцо и в знак уверенности в его природной прочности носил сырые яйца прямо в карманах брюк, взяв их с собой для завтрака. Но однажды, упав на ступеньках в своем парке, он понял, что прочность куриных яиц не столь беспредельна.
Касса Мила
Последняя завершённая работа Гауди дом Casa Mila получил название «Ла Педрера» («каменная пещера») за свою странность – здание имеет сложный криволинейный план с двумя внутренними дворами и шестью световыми колодцами. Это своего рода гора с пещерами, открывающимися на фасаде. В доме Мила применены новые конструктивные решения: отсутствуют внутренние несущие стены, все междуэтажные перекрытия поддерживаются колоннами и наружными стенами, в которых балконы играют конструктивную роль. Это одна из первых попыток создать новое планировочное решение, известное впоследствии как «свободный план».
«Архитектурная прогулка» по кровле дома Мила не уступает по обилию впечатлений парку Гуэль. Крыша дома одновременно выполняла функции частного бульвара для обитателей дома. Чтобы скрыть дымоходы и вентиляционные шахты Антонио Гауди придал им облик сказочных персонажей. Сад скульптур и многочисленные ступеньки должны были сделать прогулки более приятными.
Площадь Испании
Площадь Испании является символом единства испанской нации. В 1929 г. Барселона принимала гостей на международной выставке, центром проведения которой и была выбрана эта площадь. Здесь возвышаются две так называемые Венецианские башни, сооруженные в 1927 году в качестве главного входа на выставку. На площади находится знаменитый Волшебный фонтан (La Font Mаgica), украшенный каменными скульптурами. Каждый день вечером можно понаблюдать за восхитительным представлением танцующих в ритме музыки струй фонтана с красочной подсветкой. Здесь же на склоне горы Монжуик вы можете посетить музей под открытым небом «Испанская деревня» (Poble Espanyol), в котором представлены наиболее характерные типы домов, построек, улиц и площадей разных испанских провинций и районов. Выше музея располагаются спортивные сооружения Олимпийского кольца, сконструированные к Олимпийским Играм 1929 и 1992 годов, куда входят - Олимпийский стадион, Дворец спорта «Сан Джорди», олимпийская галерея.
Музей Пикассо
Вечная очередь в Барселоне стоит на улице Монкада во двор №15, во дворец Беренгера д’Агилара, — точнее, в занимающий его Музей Пикассо (Museo Picasso). Собрание музея крайне неровное: чего-то очень много, чего-то нет вовсе. Основу коллекции составили работы, хранившиеся в Барселоне у родителей художника, - то есть все, что Пикассо оставил, уезжая в 1904-м в Париж, от первых детских набросков до самого сока «голубого периода» и начала «розового». Дальше — тишина до 1917 года, когда художник привез в Барселону свою невесту Ольгу Хохлову и труппу дягилевских «Русских балетов». Работы, написанные в то время, остались в городе и, в конце концов, попали в музей. Затем — опять тишина на 40 лет, до серии вариаций на тему веласкесовских «Менин» и каннской серии «Голубей» (обе — 1957). Живописный раздел завершается несколькими разрозненными работами поздних лет. Помимо живописи в музее имеется большой раздел керамики 1947-1965 годов (дар Жаклин Пикассо) и замечательная секция печатной графики. Даже после смерти своего друга и секретаря Жауме Сабартеса Пикассо откладывал для него по экземпляру из тиража каждой своей гравюры; все они хранятся в барселонском музее.
Гора Тибидабо
Самая высокая точка Барселоны (500 метров), отсюда открывается красивейший вид на город. ТВ-башня, парк аттракционов, «романтические сады», Музей механических игрушек. На вершине стоит Искупительный Храм Святого Сердца, увенчанный статуей Христа, открывающего объятия миру. Тибидабо - не языческая абракадабра, а слова из Евангелия, произнесенные по-латыни: тебе даю. Так дьявол соблазнял Иисуса Христа, показывая ему с вершины горы всю красоту мира.
Силуэты Храма Святого сердца, парка аттракционов и телекоммуникационной башни высотой 268 метров, расположенных на Тибидабо, видны из любой точки города. А добраться до них можно, доехав до Пласа-дел-Тибидабо, пересев на антикварный «Голубой трамвай», а затем на фуникулер до Парка аттракционов.
Стоящая на обрыве над морем крепость Монжуик (Castell de Montjuic) - старейшее сооружение на всем холме. В 1652 году, когда на Барселону надвигались войска испанского короля, вокруг стоявшей здесь средневековой дозорной башни в рекордно короткие сроки, за несколько недель, выросла крепость. Однако крепость не спасла; напротив - перестроенная Бурбонами в 18 веке, она на несколько веков превратилась в символ оккупации города. Воспоминания об этом весьма свежи у старшего поколения барселонцев и сейчас: при Франко на Монжуике содержали политзаключенных, а казненных хоронили тут же, поблизости, на Монжуикском кладбище. Ныне крепость открыта для посещения как Военный музей (Museu Militar); экспозиция включает оружие и униформу последних веков со всего мира, дивизию оловянных солдатиков в 23 000 штыков, рыцарские доспехи и модели наиболее известных крепостей Каталонии. Склон холма вниз от крепости занят чередой парков и садов. Особенно выделяется экзотическая коллекция кактусов садов Коста-и-Льобера, включающая гигантские Echinocacti grusonii c устрашающими колючками, которые барселонцы ласково называют «тещиным стулом».
Поблизости находится остановка самого радикального способа передвижения между Монжуиком и городом - канатная дорога, соединяющая смотровую площадку Miramar с портом и через гавань - с Барселонетой. Aнтикварные красные кабинки над морем могут выглядеть крайне живописно, а сама мысль завершить утро на холме обедом на пляже кажется весьма привлекательной - и лучше вам тогда не знать, что канатная дорога так ни разу и не ремонтировалась с 1929 года. Пока никто не падал, но многие из решившихся прокатиться - на манер Джека Николсона в фильме «Профессия: репортер» - и пофотографировать Рамблу сверху выходят с бледными лицами и на подгибающихся ногах бредут в ближайший бар лечить нервы хересом.